Мастерская Поскольку основной
задачей образования на современном этапе является воспитание личности ученика, формирование его ключевых
компетенций на основе расширения информационного пространства, одной из главных задач уроков русского
языка и литературы является пробуждение
духовной основы личности. Пробуждение - потому что в каждом человеке духовная основа
изначально заложена нравственным опытом предков. Основным инструментом
пробуждения является Слово. Работая
со словом на уроке, развивая речь учащихся, мы, прежде всего, пробуждаем в них то самое, «генетически закодированное слово, своё,
личностное». (Фураева Л.Д. «Искать истину вместе»). Процесс этот
длительный: кто-то из детей открывается сразу, к кому-то надо долго
«стучаться», а некоторые так и остаются равнодушными к моим попыткам,
«отгораживая» себя непроницаемой стеной снобизма. Но даже они, циники и снобы,
открывают в себе новый мир, своего «внутреннего человека» на мастерской.
Мастерская является
одной из современных образовательных технологий, позволяющих успешно
формировать ключевые компетенции учащихся.
Начиная работу в мастерской, важно помнить, что это «не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное
«строительство» знания учеником и самостоятельное решение творческих задач».(Мухина И.А. «Педагогические мастерские»). Любая мастерская
предполагает несколько этапов:
I. Индуктор – начало, мотивирующее
творческую деятельность каждого .Это работа
в парах.
II. Работа
с материалом. Творчество: от деконструкции (разрушения) к реконструкции
(созданию своего мира). Это работа в диалоге, в группах.
III. Социализация
– представление результатов своего труда. Она рождает следующий этап.
IV.
Информационный запрос.
V. Работа с информацией. На этом этапе и решается учебная задача. Это работа в
группах с обязательной социализацией.
VI. Рефлексия – индивидуальная творческая
работа учащихся. Осмысление. Работа с ассоциацией. Самоанализ.
|